Российские эксперты: пригородный электротранспорт близок к банкротству

Размещено

  >  |  |  |

al2Электрички как вид пассажирского транспорта вполне могут исчезнуть в течение ближайших 5 лет. Такой прогноз озвучили эксперты Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ «Высшая Школа Экономики». По их мнению, без усиления государственной поддержки пригородных перевозчиков ждет банкротство, ОАО «РЖД» — старение подвижного состава, а пассажиров — рост тарифов и отмена поездов.

Сегодня российские линии пригородного электротранспорта эксплуатируют 26 компаний-перевозчиков, акции которых принадлежат ОАО «РЖД», региональным властям и частным лицам. При этом инфраструктурой, подвижным составом, персоналом, ремонтным комплексом владеет «РЖД», а пригородные компании арендуют имущество.

Тарифы на проезд, учитывая социальную значимость электричек, устанавливаются властями на уровне ниже себестоимости. Финансовые издержки регионы должны брать на себя, однако далеко не все субъекты РФ исполняют обязательства по компенсации убытков перевозчикам, в результате чего многие компании не получают субсидии в достаточном объеме и, по крайней мере на бумаге, близки к банкротству.

Для безубыточной деятельности отрасли в период с 2013—2017 ггн. необходимое финансирование должно составлять не менее 30 млрд руб. в год.

Между тем, «сегодня только две компании,  Московско-Тверская ППК и Центральная ППК — имеют удовлетворительные финансовые показатели, остальные находятся в тяжелом положении или на грани банкротства. Ни один перевозчик, кроме Центральной ППК, не может позволить себе приобретение подвижного состава», — отмечает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов.

Среди возможных путей решения проблемы: снижение затрат перевозчиков за счет отмены ряда пригородных поездов, рост тарифов для пассажиров и увеличение субсидий.

«Федеральным властям нужно смириться с необходимостью субсидировать пригородное сообщение. Во всем мире власти устанавливают уровень тарифа ниже себестоимости перевозки, делают транспортную услугу доступной пассажирам и компенсируют убытки компаниям-перевозчикам. Сокращение финансирования и нескоординированная политика властей неизбежно приведут к транспортному коллапсу», — уверяет И.Долматов.

В свою очередь начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер рассказал РБК, что доходы перевозчиков по 69 субъектам (без Московского и Санкт-Петербургского узлов) составляют сегодня порядка 15,7 млрд руб. при расходах в 54 млрд руб.

Начальник управления экономики общественного транспорта ГКУ Москвы «Организатор перевозок» Николай Шаров предлагает рассмотреть альтернативные варианты выхода из ситуации.

«Во-первых, необходимо повышать доходность : строить турникеты, формировать сбалансированную тарифную политику. Во-вторых, следует совершенствовать нормативно-правовую базу. В-третьих, при изменении правовой базы важно позволить перевозчику включать в его расходы не только амортизацию подвижного состава, но и инвестиционную составляющую, так как период амортизации поезда составляет около 30 лет. У банков сейчас нет такого кредитного ресурса, для этого необходимо решение правительства РФ», — комментирует Н.Шаров.

«Чтобы удержать ситуацию хотя бы на существующем уровне, доходы пригородных компаний должны увеличиваться на 24% ежегодно. Если регион понимает, что пригород для него важен, он закладывает в бюджете деньги на оплату услуг пригородных компаний», — резюмирует ситуацию г-н Шнейдер.


comments powered by Disqus