«Столичный район»: высшая точка развития пригорода

Размещено

  >  |  |  |  |

commutersКонечным результатом согласованного пригородного строительства международные эксперты признают Metropolitan Area — явление, которое обычно переводится на русский язык как «Столичный район«. К политике этот термин отношения не имеет. Если мегаполис составляет как бы федерацию городов, то столичный район — это один крупный город, окруженный сплошной пригородной застройкой, площадь которой, обычно, значительно превышает размеры самого города.

Кроме жилищных кластеров малоэтажной жилой застройки, столичный район обязательно включает большое количество торгово-развлекательных центров (плаз и моллов), офисных парков и «общественных городков» (школы, муниципальные здания, библиотеки, спортивно-рекреационные центры).

Для местных жителей важно, что все эти учреждения предоставляют услуги и товары, зачастую превосходящие предложения в номинальном центре города. Меж тем, проблемы с парковкой отсутствуют «как класс». Эта комбинация неизменно привлекает сюда покупателей жилья.

Самый большой в мире столичный район — пятно пригородной застройки в радиусе до 100 км от Нью-Йорка, которое расположено на территории трех штатов. Оценить во всем масштабе это уникальное градостроительное явление можно только с борта самолета, причем приземляться надо не в нью-йоркском JFK, а в аэропорту Ньюарка. В момент посадки вы увидите простирающиеся до самого горизонта полосы хайвеев, огромные торговые моллы и аккуратные зеленые кварталы частных домов с голубыми пятнышками бассейнов.
Размер нью-йоркского Metropolitan area объясняется его уникальной транспортной эффективностью. Широкие скоростные дороги с фантастическими развязками, выделенные полосы для автобусов, мосты, тоннели, паромы, электрички, линия Path (подобие метро), перехватывающие парковки в транспортных узлах — все сделано для скорости и удобства. Живя в радиусе 40–50 км от города, можно добраться до центра Манхэттена меньше чем за час. 

Это поселение являет, пожалуй, наиболее яркую сегодня, но далеко не единственную из существующих планировочных моделей, в которых центральный город выполняет роль транспортного хаба и делового центра. Чемпионом по количеству населения стал схожий регион вокруг японской столицы Токио, где проживают 35 миллионов человек.

Столичные районы вокруг Сан-Диего и канадского Торонто (известного как Greater Toronto Area) устроены примерно также; однако, отличие пригородов Торонто в том, что в некоторых из них выделяется культурно-деловой центр (downtown).

Лос-Анджелес, который по праву может считаться большой деревней мира, устроен совершенно иначе. Он вытянулся вдоль побережья Тихого Океана более чем на 100 км, состоя практически целиком из кварталов малоэтажной застройки, в этом смысле, весьма напоминая Сочи. В черте города находятся «внутренние пригороды» (inner suburb), или, как еще переводят это понятие , — «городские деревни» : Голливуд, Беверли-Хиллз, Санта-Моника. В то же время, малоэтажная застройка Австралии, подарившая миру этот термин, как правило, расположена не по всей площади города, в периферийных районах; показательны в этом смысле Мельбурн и Сидней, аналогично устроен и новозеландский Веллингтон.

Современную политику пригородного планирования делят на два основных вида.

Концепция Умного роста (Smart Growth)  предполагает интенсификацию деловой и социальной застройки в центре города, при одновременном создании там транзитных хабов и обширных пешеходных зон. А жилая застройка распространяется экстенсивно за пределами города.

С ней конкурирует образ Транзитного города (Commuter Town): большинство жителей используют общественный транспорт для перемещения на работу.

Для современной России пока характерно гибридное сочение того и другого подхода. Думается, собственное, причем обязательно — оригинальное, «слово» в пригородном строительстве наша страна скажет обязательно, и, вероятно, оно будет заключаться в синтезе экологических и ресурсосберегающих технологий.


comments powered by Disqus