Стала известна дата общественных обсуждений высокоскоростной железнодорожной трассы, которая пройдет через пригороды Нижнего Новгорода

Размещено

  >  |  |  |  |

Напомним, что на днях правительство РФ приняло решение о финансировании проектирования и строительства высокоскоростной железнодорожной трассы Москва – Казань с остановочными пунктами (вокзалами) во Владимире, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Запуск поездов по новой трассе предполагается осуществить до начала открытия Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Финансирование только на 30% будет осуществляться из средств госмонополии РЖД, остальные средства поступят из «Фонда национального благосостояния» (который в основном составляют средства от продажи нефти и газа) и средств Пенсионного фонда (в форме долгосрочного кредита под экстремально низкий процент).

Общественности предстоит в частности обсудить два вероятных маршрута трассы – к северу от Дзержинска, через Автозаводский район (Петряевка, где предполагается строительство вокзала по этому варианту трассы) и далее через Оку недалеко от старого железнодорожного моста, затем к югу от Нижнего Новгорода – Кстова – Лысково на Чебоксары и Казань; и второй вариант с пересечением Оки выше Богородска, в Павловском районе, затем к северу от Богородска, к югу от Нижнего Новгорода и далее по тому же маршруту.

WP_20130511_112

Железнодорожный мост через Волгу в Нижнем Новгороде

При выборе первого варианта, названного предпочтительным, протяженность высокоскоростной дороги на территории Нижегородской области составит 226,1 км, при выборе второго – 208,4 км. Второй вариант предполагает строительство в Нижнем Новгороде двух вокзалов – для транзитных и нижегородских поездов. Транзитный вокзал будет расположен около Арзамасской трассы, к югу от Зеленого города, нижегородский – в административных границах города, в нагорной части, к нему поведет отдельная ветка.

Администрация Нижнего Новгорода выпустила постановление, которое назначило общественные обсуждения оценки воздействия на окружающую среду на 20 августа, 15.00, в зале заседаний городской Думы.

Наиболее сложный вопрос, пересекающийся с массой частных интересов в пригороде Нижнего Новгорода – это снос частных строений, которые окажутся на землях, относящихся к проектируемой трассе. В любом случае эта трасса пересечет все самые престижные направления развития нижегородского пригорода. Хотя ее экономическую и социальную роль сложно переоценить, но как будет осуществляться компенсация владельцам участков с построенными на них загородными домами, особняками – коих немало, особенно к югу от Нижнего Новгорода — и садовыми домиками? «Под сочинскую олимпиаду» правительство приняло документ, фактически по всей стране упрощающий изъятие частных земель (и предоставление по ним фиксированного выкупа, не всегда соответствующего их реальной рыночной стоимости) у их владельцев при строительстве крупных объектов. Нет сомнений, что госмонополия прибегнет и здесь к возможностям, предоставляемым этой бумагой. В России при всех «режимах» и «строях» государство не слишком-то уважало частную собственность. С одной стороны, это позволило уничтожить или переселить потомственную земельную аристократию, затем – манипулировать человеческими ресурсами при заселении огромных территорий, в советское время – построить гигантские водохранилища в густонаселенных районах. С другой стороны пренебрежение к связи человека со своей собственностью вело к бесхозяйственности и доминированию моделей поведения с непродуктивными наклонностями. Сейчас, очевидно, нижегородские собственники вновь окажутся лицом к лицу с подобной проблемой.

Другие виды воздействия трассы описать несложно: Нижний фактически станет восточной оконечностью московской агломерации, в столицу можно будет спокойно ездить на работу каждый день (немногим более часа в дороге). В случае расположения вокзала в Петряевке преимущества в развитии получит Заречная часть города и Дзержинск (промышленные районы), на Арзамасской трассе – Нагорная часть и пригороды юга, юго-запада и юго-востока (деловой и культурный центр).

Между тем, экономика РФ на днях вошла в рецессию, что в перспективе может поставить под вопрос реализацию любого достаточно дорогостоящего проекта, зависящего от «государственных» денег.


comments powered by Disqus