Обама и мировая закулиса мешают покупать

Размещено

  >  |  |

elkinГоворят, грядет кризис. Сокращается деловая активность, уже стагнирует рынок жилой недвижимости, люди мечутся с выбором «спасительной гавани». Действительно, 40% россиян считают, что ситуация в экономике ухудшается, но при этом 70% наших соотечественников остаются мечтательными «шоперами», стремящимися обрести счастье в магазине. Как так? И если опасения относительно кризиса верны, почему же бизнес не рвется в банки за пока еще дешевыми кредитами?

Не будем рассуждать о «больших» инвестиционных проектах, то есть отраслевых, инфраструктурных, инновационных, словом таких, которые влияют на всю экономику сразу. В анализе рынка, например, недвижимости, гораздо интереснее позиция мелкого и среднего бизнеса, так как это основная масса потребителей для «бытовых инвестиций». Кто придумал купить машину и продать ее через пару лет по цене приобретения? Кто покупает квартиру с расчетом продать ее после ремонта? Именно предприниматель. “Ведущий”, а не “ведомый”; “хозяин”, а не ”наемник”. Таким образом, владельцы малого и среднего бизнеса формируют потребительские предпочтения, модели поведения, восприятие качества жизни и образец счастья. И для данной части населения в ожидании кризиса самое время брать в долг, и брать много.

Поясню примером: одна моя знакомая решилась на ипотеку в далекие 90-е, в эпоху малой денежной массы, в период «оголтелого монетаризма». Инфляция маленькая, зарплата маленькая, кредитные ставки микроскопические и сравнимы со стоимостью доллара – 8 “деревянных” за заморский рубль. Так вот она решилась купить квартиру, и банк решился дать ей деньги на много-много лет вперед. Потом, как известно, случились дефолт, удвоение инфляции, рост ставок, падение рубля и много чего еще в этом или ином порядке. Суть в том, что ее кабала в виде рублевых платежей превратилась в довольно забавные по размерам отчисления, которые в настоящем сравнимы со взносами за купленный в кредит телевизор. Знали бы вы, как она счастлива в своей смелости!

Известно, что кризис – это девальвация, инфляция и рост процентных ставок. Последнюю штуку мы уже наблюдаем из квартала в квартал. Однако ажиотажного спроса на деньги по-прежнему не видно. Банки скорее компенсирует ставками недостаток спроса, нежели предкризисные риски. Хотя и последний вариант не исключен.

Предприниматели не берут кредиты, что началось уже в 2012 году и продолжилось в 2013. Согласно результатам исследования Росстата, лишь 25% руководителей предприятий в качестве фактора, тормозящего расширение производства, назвали ставки по кредитам. А по результатам опроса предпринимателей, проведенного недавно Институтом Гайдара, на недоступность кредитов сетуют всего 4% бизнесменов, и это последнее, 14 место, в списке зловредных факторов.

То есть у них нет необходимости в заемных деньгах, потому как своих хватает. В контексте рынка недвижимости деньги перестали выталкиваться в продукт, потому как в тех местах, где они есть – бизнес – доходность все равно выше. Таким образом, оставлять деньги в своем бизнесе, сокращая личные расходы, выгоднее, чем приобретать имущество ликвидное, но «медленное» в обороте.

Недавно стал свидетелем одного действа, которое может дать бытовую иллюстрацию вышеизложенного: потенциальный покупатель несколько месяцев “созревал” для приобретения дополнительной недвижимости – загородного дома. Выезжал на строительную площадку, к другим застройщикам и в офис на консультации, внимательно изучал проект и активно торговался. Последнее он делал особенно долго и упорно, несколько дней подряд, с привлечением знакомых специалистов: строителей и юристов. Словом, шла нормальная работа отдела продаж с нормальным клиентом, которая закончилась кульминацией – признанием этого перспективного и вполне респектабельного покупателя… в своей неплатежеспособности! У него буквально не оказалось «живых» денег на покупку. То есть новая машина, дорогая одежда и рассказы о недавнем вояже в Италию присутствовали, а связывать себя платежами (в кредит, в рассрочку и т.д.) клиент не был готов категорически. Ответом на простой вопрос: «Почему?» оказались пространные рассуждения о том, что скоро грядет кризис и «Обама с мировой закулисой уже все поделил».

Этот амбициозный бред есть выражение настроений рынка, то есть настроения потребителей. Якобы, счастье так близко, но недостижимо по «независящим от нас причинам».

Что еще говорят? Что мы уже в рецессии: нефть марки Brent падает, производство снижается, погрузки на железной дороге еще хуже, экспорт давно превратился в хронического больного, а о рознице вообще лучше не вспоминать. И все эти «экспертные» интерпретации реальности преломляются в ожидания, которые становятся вполне конкретными людьми (40% россиян), считающими, что экономическая ситуация ухудшается, но при этом остающимися взыскательными мечтателями потребительского рая.

Надеюсь теперь понятно, почему планировки основной массы новостроек больше напоминают комнаты в коммуналках? Нет? Объяснение на поверхности. Если «состоятельные» люди сокращают свои расходы, то производителю остается работать для «бедных», то есть для тех, кто ничего не имеет, но страстно хочет иметь. Вот и появляются квартиры по 20 м2 и «особняки» за 1 млн рублей. Людям, оперирующим подобными суммами, кризис условно не страшен. У них и этих-то денег может не оказаться, а если они есть, то некоторые просто не знают, что с ними делать. В то же время, хлеб и соль нужны всем, и в привычном объеме. Как и покрытие бытовых расходов при покупке недорогой недвижимости. Подчеркну, именно «недорогой», и очень нужной недвижимости. Так что кризис счастью не помеха, нужно только захотеть.


comments powered by Disqus