Жизнь-мечта. Как разработать идею и стиль загородного дома, даже если он у вас уже есть

Размещено

  >  |  |  |  |  |

violettaБеседа с Виолеттой Лангас, дизайнером, стилистом, членом Союза дизайнеров России

Вы много занимаетесь оформлением загородных пространств: от ландшафта до интерьера. Расскажите об этой работе подробнее.

С профессиональной точки зрения я больше занимаюсь эскизной планировкой. Моя задача с помощью видовых эскизов — нарисовать , то есть на бумаге материализовать мечты заказчика крупными формами в плане ,отобразить картину мира, похожую на ту, которую хотят видеть хозяева.

Остальное делают разные подрядчики: кто-то строит, кто-то газоны кладет, сажает. Я разрабатываю концепцию: от мечты – к рисунку, от идеи – к воплощению. О том, как ее достать и материализовать, перенести на бумагу для дальнейшей реализации.

И как вам удается разглядеть в пустом пространстве его будущий характер, эту самую идею?

Я стараюсь приезжать и разговаривать с людьми об их философии загородной жизни. 70% моего времени уходит на беседы: что на самом деле хочется человеку. Процесс этот очень длинный: встречи с заказчиками у нас минимум по 1,5- 2 часа проходят. Мы смотрим горы книг, журналов, чтобы просто понять, что нравится, какие пейзажи по душе , и почему.

школа стиля весна+

Ведь, как правило, люди, имея желание и средства, почему-то не задают себе самый главный вопрос: «А что бы мне хотелось?». Не повторить то, что я видел где-то (во Франции, в Амстердаме), а создать свое и под себя. То, что греет душу. И об этом мы говорим: что хочется, что это будет за дом , а если честно то ,как «достать себя».

Мне нравится, когда вместе со мной люди начинают мечтать. Это может быть что угодно: и домик на дереве, куда можно забираться посидеть вместе с сыном и поиграть, и ромашки по пояс, и извилистые или правильные дорожки, замощённые клинкерным кирпичом с правильно подстриженными кустиками кизильника, то есть вполне упорядоченный ландшафт. Само слово-то – ландшафт – не наше, оно не передает сути: идею организации загородного пространства, а ведь у каждого человека она своя, эта картина-образ красивого мира в голове.

Вот это главное – достать из человека что-то вроде: «Я хочу начинать день со светлого листа!». Тогда я посажу ему перед окном 150 белых тюльпанов, и когда он весной приедет к себе в дом и увидит утром море цветов, это будет лучшая пара выходных в его жизни!

У нас же люди сначала строят дом, а потом думают: как же мне организовать вообще участок. Как японцы мы не мыслим: что дом и ландшафт вокруг – это единое целое, это одно. Когда ты закладываешь дом, буквально когда привязки по колышкам делаешь, тогда же должен закладываться и план участка, виды из окон, то, куда ты будешь смотреть на этот мир из своего дома. Все это должно быть продуманно и понятно спланировно.

Я специалист из области пространственной эстетики. А чисто технические вопросы мне скучно решать, этим должны заниматься определенные люди, которые на это заточены. Я больше о стиле жизни и атмосфере. Дизайн – это польза энд красота. Красота для людей!

Что такое стиль в вашем понимании?

Это творческое выражение вашей индивидуальности. Будь то в одежде, в загородной жизни, в образе жизни вообще. Это игра по твоим правилам. И это важно. Чтобы правила были прописаны и человек сказал: «Я хочу вот это, вот это и вот это».

Но не стоит превращать уверенность в эгоизм. Занимаясь планированием загородных домов и участков, я всегда стараюсь подумать не только о человеке, но и о его гармонии с окружающими, внешним миром. Где сделать так, чтобы соседи не мешали, а где, наоборот, замаскировать от них то, на что бы не хотелось смотреть. Скрыть то, что нужно скрыть, и при этом сделать так, чтобы вид из окна максимально радовал хозяев.
Сидя на балконе или на диване в гостиной, ты должен видеть: это же у тебя на душе. И иметь возможность остаться наедине с собой. Не раздражаясь на пейзаж за окном, а тихо радуясь.

Как, в таком случае, строить дом для семьи, у членов которой могут быть очень разные интересы и представления о прекрасном?

А загородная жизнь сближает. Ведь все стараются, если свидание, встреча родных и друзей, то за город, или к камину.

Хотя у меня есть одна знакомая семья, где у жены мечта – жить на море, и она там живет, муж ей это обеспечил. А он здешний, и построил дом своей мечты здесь, просто усадьбу. И этот дом вдобавок правильно вписан в природу: на высоком берегу, в три уровня перспективы из окон. Мужчина, который может такое сделать, — редкость. Он настоящий господин своего дома, и весь пейзаж из картин детства при нем.

В моем понимании именно мужчина строит дом и приглашает туда женщину. Мужчины лучше знают, как и что организовать, кому поручить. Но сейчас нет домостроя. Если бы женщины точно знали, чего хотят, и шли за мужчиной, а мужчины бы знали точно, куда идти, все было бы правильно устроено, но в итоге мы получаем такие семьи и такие дома, какие у нас…безликие или чему-то подобные, а вовсе не радующие глаз — так есть.

В идеале это должна быть и совместная мечта, совместный дом, который строится сообща, по обоюдному согласию. Если вовлечена вся семья, может быть очень увлекательно и всем поколениям там будет и место, и время.
Например, я как-то оформляла объект для семейной пары со стажем. Каждому требовалось свое пространство, своя эстетика. И мы им сделали участок в северных традициях, с отсыпкой, как будто это горы, на которых растут альпийские почвопокровники и многолетники. Это оказался вариант, который мил обоим. Он со стороны «своей» бани смотрит на ту часть ландшафта, которая каменная и напоминает ему о родном Урале. А она из дома – на живую и пестро засаженную, как ковер, часть той же горки, которая греет душу цветущим югом и буйством ярких красок. Получился консенсус между мужем и женой. При этом из чайного домика, где они оба любят проводить время, горку видно в равной степени.

Для семейного дома очень важно зонирование. Чтобы у каждого и в доме, и на участке было свое место (для мастерской, для огорода, для цветника, для шезлонгов, даже для собаки), и была бы общая гостиная, где все могли приятно проводить время.

Нужно предусмотреть это сразу, чтобы всем было хорошо. Причем можно спланировать посезонно. Например, где будет стоять новогодняя елка, и где сделать к ней розетку заранее, чтобы папа не тянул к гирлянде удлинитель на 50 метров через пол участка.

Дизайнер нужен еще за тем, чтобы все эти мелочи проговорить и предусмотреть и воплотить.

Увы, не всегда получается построить дом с нуля, все заранее предусмотреть. Что бы ты посоветовала людям, которые въезжают в уже готовый дом?

  • Относиться с умом и вниманием к тому, что ты купил.

Изучайте и маркируйте ландшафт. Например, делайте тропинки по хоженым местам, отмечайте и «оживляйте» места, которые вам нравятся, где вы чувствуете себя хорошо: здесь пусть будет костровище, здесь огород, здесь гамак. Когда человек внимательно настраивается на место – это очень правильно.

  • Планировать все. Заказывать эту планировку.

Один из моих объектов представлял собой узкий участок земли прямо в деревне: от улицы до поля. И, как признавались хозяева, сами они думали поставить дом, а от него вдоль заборов эдакую «кремлевскую аллею» из кустарника. А сейчас, после совместного планирования мы сделали там извилистые маршруты, по которым можно гулять, за которые цепляется взгляд. Тюльпаны, яблони, которые обводит дорожка, а за яблонями вишня, и потом поле. Получилось гораздо интереснее, чем можно было ожидать.

Классно, когда стоит дом, а от него, как круги от камешка по воде, распространяется некая философия. Гриб же не может стоять сам по себе, под ним есть грибница, как под деревом – корни. Участок вокруг дома – это такие же корни для дома.

Поэтому нужно усвоить, что дом и участок – единый ансамбль, единое целое, единый организм. И планироваться должно все вместе, а уж застраиваться может и этапами, постепенно. Если ты точно знаешь, что ты хочешь, то ресурсов, материализации, нужно меньше, чем кажется.

  • Делать пространство под себя.

У нас нет малоэтажной культуры, а ведь важно, чтобы она была. Например, у нас не принято делать фасады, поэтому, первое – сделать фасад. Чтобы было видно, что это – твой дом. Индивидуальности ведь видны всегда.

У нас есть мастера, которые, например, делают скульптуру для ландшафта и плитки, изразцы. Только, не для своих земляков, а для Греции, хоть и живут в Нижегородской области. Или талантливые художники-иллюстраторы, которые могут расписывать дома, как Иван Билибин расписал каменный терем Нижегородского Банка, но они, как правило, делают книжки для иностранцев. У нас это не востребовано, наши люди пока не понимают, чего хотят. Раньше же шили каждый себе лоскутное одеяло, а теперь хотят решить все штампами – Прованс, Средиземноморье и мавританский газон вместо русского луга и разнотравья!

Значит ли это, что вы осуждаете подобные реконструкции?

Ох уж эта смесь французского с нижегородским! Я считаю, что если ты русский человек, то ты погрузись в свою культуру, она такая у нас богатейшая, настолько живая. В городе много красивого было разрушено, а за городом это можно сделать и сохранить. Наши деревни больше достойны реставрации, воссоздания быта русского дома. Это ведь не менее практично, веками уклад русского дома складывался и все было ладно. А теперь и разладилось, что фомы непомнящие родства со своей культурой.

Я удивляюсь, почему в наших соснах строят Версаль, а не сказочные терема, не русские избы. И еще делают окна с двойным светом на французский манер. А ведь если есть возможность выбора, нужно изучить вопрос в комплексе, почитать этнографов, русскую литературу, копнуть свой огород. Попробуй понять, как жили твои прабабушки и прадедушки. Твой дом – твое продолжение, даже если ты в нем своими руками только табуретку сколотил или траву посадил.

Удачный пример – наш знаменитый, богатейший купец Рукавишников, который, имея дворец в городе, в своей загородной усадьбе Подвязье не только передовые технологии осваивал, но и поддерживал исконно русские традиции. Построил «печку-бабушку», чтобы кормить друзей, давал работу мастерам в соседнем селе.

Это очень интересно, узнать, как делали в древности. Например, раньше ставили первый сруб и в середину – березу, посмотреть, сколько времени она простоит зеленой. Если долго, значит, место правильное, энергетика хорошая. Сейчас никто о таком не задумывается. Где продают, там и поставим, сколько есть стройматериалов – на столько и построим.

Думаю, это просто от недостатка времени. На себя его всегда не хватает. У нас люди начинают понимать, что бы они хотели, только если строят второй или даже третий дом, то есть уже погрузившись в процесс.

И хотя мне самой очень нравится и Прованс, и Средиземноморский стиль, и вдохновение я там черпаю, Родина мне как-то милее. Надо свои мечты здесь материализовывать. Я за русскую сказку.

А какая у вас мечта о загородной жизни? Что-то уже удалось воплотить?

Загородная жизнь – сама по себе жизнь-мечта. Ведь даже если у тебя только вечер свой, ночь своя, утро свое, то уже половина времени в твоих 24 часах – это для себя. Да, каждое утро садишься в машину и переключаешься на город, но вернувшись домой за город, ты отдыхаешь по-настоящему, сколько бы ни стоял в пробках перед этим. У меня отдых ассоциируется со свободой. Ты просто выходишь и дышишь этим своим садом, можешь спать с открытым окном, с видом на природу, можешь сходить прогуляться к реке.

В квартире нет такой возможности, у меня ее нет, так как школа у дочери и клиенты – все это держит в городской черте. Но в выходные я обязательно вырываюсь за город, в любую погоду. Благо, в Нижнем Новгороде у большинства моих друзей есть дачи, и я помогаю им там все обустраивать, для всеобщей пользы и радости.

Еще у моей мамы есть загородный дом на Северном Урале. Сами понимаете, это «зона рискованного земледелия», но там, несмотря ни на что, всегда огромный урожай плодов, ягод, и еще море цветов. Даже беседки раскрашены огромными цветами всех оттенков, и мы там очень красиво с этим всем обходимся. Я, что называется, «отрываюсь по полной».

Вообще загородная жизнь выходит у нас из ощущения детства, как его реконструкция. Я не знаю, как живут дети сегодняшние, им далеко до природных мест, даже детские площадки приходится ждать по 10 лет. А если детям не повезло, и у них родители не ездят к бабушке в деревню, то эти дети кроме деревянной песочницы ничего такого «живого» и не видят.

Но когда появляется возможность, нужно стремиться воплотить то, о чем ты в детстве мечтал и, может быть, недомечтал. И мои девчачьи мечтания, в частности, должны осуществиться в моем загородном доме. Поэтому мой идеальный дом должен быть точно деревянный, на берегу реки или озера – это ощущения из детства.

Как, в таком случае, передавать по наследству эти мечты?

Я не считаю, что нужно дома для детей строить. Дом – это для себя. Если еще отец и сын его вместе строили, то есть были соратниками, и сын вложился душой, руками, то он, конечно же, будет в этом доме жить. Но у меня другая ситуация, я женщина. Я могу разделить со своими детьми и дорогими мне людьми только совместные моменты радости. Эту же радость я ищу для тех, кому делаю атмосферу дома в их домах. Я, конечно, не психолог, я художник, но я понимаю, что иду к знанию и пониманию через их эмоции.


comments powered by Disqus