Нижний Новгород: когда пригород находится внутри большого города

Размещено

  >  |  |  |  |

Ленинский район находится в середине Нижнего Новгорода: здесь наиболее крупный проспект, ветка метро, со всех сторон окружен другими районами. При этом достаточно отъехать немного в сторону от главной транспортной артерии — к северу от проспекта Ленина, чтобы за рядами из парадных жилых высоток и притулившимися к ним одному-двум рядами унылых хрущевок увидеть почти классическую «одноэтажную Америку» с североевразийским уклоном — больше неухоженных уголков, дома победнее, потусклее, к каждому ведут нарочито выпяченные и причудливо извивающиеся окрашенные либо в яркий, либо в «больничный» цвет трубы газопровода. Так практически во всех районах города, кроме исторического центра, где застройщики под покровительством влиятельных чиновников (знаменитое булавиновское «слово «переноса» заменить словом «сноса») разорили массу архитектурных памятников, особенно деревянных, под создание подающих мало признаков жизни апартаментов, безликой архитектуры административно-офисных хабов и других сооружений, напоминающих окраины второсортных мировых мегаполисов из тех, у которых совершенно нет ресурсов, чтобы задуматься об идентичности.

Находящееся на поверхности решение проблемы — направлять развитие города в сторону более классического мегаполиса с очевидными центром, окраинами, спальными районами и пригородами. Естественно, его пытаются использовать все, кому надо продемонстрировать хоть какой-то результат. И решение это работает — в той части, которая идет в направлении коррупционных схем, и практически не реализуется в той части, которая толкает развитие в другую сторону. Так, после долгих проволочек, позволивших точечно застроить чем попало лучшие участки центра, был таки принят план развития города. Но статус многих «перспективных к осовению» участков оказался «размежеван» таким образом, чтобы заранее подготовить базу под возможные строительные авантюры в парках, дворах и детских площадках, на сомнительных по строительной надежности оврагах и склонах. Была интенсивно продолжена застройка записного «спального района» Мещерское озеро без попыток решить транспортную проблему района, в котором вдруг оказалась масса экономически активных семей с 2-3 кредитными автомобилями. Если не считать такой попыткой стремление под шумок подготовки к чемпионату по футболу перевесить на федеральный и нижегородский бюджеты ускоренное строительство станции метро.

WP_20140426_026Между тем по настоящему интеллектуальное решение подразумевает умение за счет удачного маневра использовать те особенности развития, которые по факту есть, для пользы своего сообщества. Характерная децентрализация Нижнего Новгорода началась вовсе не с советской заводской застройки, кроме того, что большинство заводских комплексов, в том числе и ныне оборонных, появились еще в старой России по вполне мирно-экономически-обоснованным причинам. Да и другие районы города развивались подобным образом — сообщество было торгово-ремесленным, а налогообложение на содержание аппарата чиновников на огромных территориях своеобразной страны — весьма тяжелым, поэтому экономически активные субъекты всегда «прятались». Ямские слободы, слободы при монастырях, «выездные села» на помешичьих землях. В формально-срединной же части размещались наиболее «худые» хозяйства, демонстративно обложенные всеми возможными податями. Можно сказать, что Нижний Новгород, по крайней мере с начала правления династии Романовых, уже был «городом пригородов». Поэтому и современная среда весьма хаотична. Но хаотична она с точки зрения транспортного развития на нынешнем этапе. Заглянув в прошлое, надо также и обратить внимание на тенденции, чтобы заранее знать, в чем будет смысл спустя то время, когда изменения в городской среде реализуются и начнут работать.

Уходящая сейчас экономика массового потребления тянет за собой появившиеся с ней одновременно культуры массового владения автомобилями и деловых перемещений с использованием авиации.

6tag_171113-113621Цена топлива с одной стороны и облачные технологии с другой сделают объединения людей в рамках офисов и для «кабинетной деятельности» бессмысленными в течение 15-20 лет. На производства же все, кроме крупного руководства, будут ездить на общественном транспорте, преимущественно электрическом и внеуличном. Особого смысла нет в увеличении сети дорог или уничтожении парков или пустырей — потенциальных зеленых зон — ради строительства параллельных маршрутов, с которыми в Нижнем Новгороде действительно очень плохо: к тому времени, когда такой проект оформится в более-менее работоспособную сеть, автомобильный трафик истощится по независящим от состояния траспортной сети причинам.

«Трезубец» в Нагорной части и «оазисы» в Заречной

Рюриковичи, воспринимая своим центром Киев, принесли много знаковых символов в городскую среду: река Почайна, Печерский монастырь и одноименный район. Любопытно, в этом контексте, что схема удачного развития транспорта и рекреационных зон в формате XXI века напоминает трезубец.

«Большое метро» сталинского типа — с дорогими станциями и кормящимися вокруг строительно-монтажными империями — вряд-ли когда либо будет здесь достроено. Это показал опыт «сытного» нефтяного двадцатилетия, за которое была завершена только одна станция — даже меньше, чем «при Немцове». Однако подобный вид транспорта практически необходим. Выход — это «скоростной трамвай», в густозастроенных районах идущий под землей, через районы индивидуальной застройки, овраги и склоны — по малошумным эстакадам. С дешевыми (утилитарными) станциями и кондиционерами в вагонах. В районе «Горьковской» станция этого транспорта может соединяться переходом без дополнительных турникетов и оплаты со «старым метро». Одну линию имеет смысл расположить вдоль правых берегов Оки и Волги (из Щербинок в Печеры через Черный пруд), другую — от площади Горького через «Свободу» в Кузнечиху.

6tag_191013-183541В теплое время года будет постоянно расти вес велотранспорта, в зимнее — беговых лыж, поэтому должна быть заранее создана соответствующая инфраструктура, подразумевающая соединение большинства парков и скверов в единый разветвленный транспортный коридор (благодаря большому количеству оврагов, склонов и других особенностей пересеченной местности, в отличие от других городов в Нижнем это вполне реализуемо без серьезного вмешательства в городскую среду), с пунктами проката в конечных и узловых точках, имеющий везде выходы на пригородные районы и не пересекающийся с автодорогами за счет надземных мостов-легких эстакад (то есть зимой — с устойчивым снежным покрытием, для лыж): из Щербинок через парк «Швейцария» с вело-лыжным мостом к скверу на «Заречной»; вдоль склона Оки к нынешнему автовокзалу, затем по мосту над площадью Лядова к парку Пушкина, от него вдоль улицы Неврозовых к парку Кулибина; по Медицинской через Щелоковский хутор к Кузнечихе, затем по оврагу и мимо радиорынка к Печерам; вдоль ковалихинского оврага к Высоково, Сенной площади и канатке на Бор. Таким образом, элементы ландшафта и зеленые зоны станут новыми связующими звеньями экологичной транспортной системы, будут способствовать здоровому образу жизни горожан, активным коммуникациям вне зависимости от уровня дохода и новыми узлами расположения предприятий малого бизнеса на новых транспортных конструкциях. В ряде мест имеет смысл нарочито провести этот маршрут мимо исторических, архитектурных и ландшафтных памятников, чтобы увеличить туристическую привлекательность, культурное и рекреационное значение. С такой экологической транспортной системой можно выиграть массу международных конкурсов, и вывести не только город, но и Поволжье на значимый уровень привлекательности.

Заречная часть исторически развивалась совсем по-другому — огороженные, обособленные производства, каждое со своей внутренней культурой, жилые кварталы «при них», «отдельные» парки. Это схема «оазисов», объединенных классической транспортной системой — широкими трассами, линиями метро, трамваями и троллейбусами. Здесь надо подчеркивать особенности каждого такого объекта-комплекса, создавая их «характер» за счет внезапности перехода от одного к другому, делая их местами тематического интереса: огороженные от шума и выхлопов «внезапно появляющиеся» максимально уютные парки с тщательно продуманными ландшафтами; промышленные предприятия как точки притяжения профильных талантов — с красивыми фасадами, доступными экспозициями о продукции, специализации сотрудников, роли предприятия в городской жизни, макетами предприятия, вписанного в городскую среду и транспортную систему, сувенирами, экспозициями о достойном уровне жизни выдающихся сотрудников, об их трудовом пути, справочниками для молодежи — «куда идти учиться, чтобы здесь работать», для бизнеса — «что мы покупаем и к кому обращаться, каковы условия закупок»; жилые районы, тематически оформленные «теплыми» цветами внешней отделки, детскими площадками и внутренними скверами.


comments powered by Disqus