«Сосед соседу дается от Бога»…

Размещено

  >  |  |  |  |  |

http://vasya-lozhkin.ru

http://vasya-lozhkin.ru

… заметил Гилберт Честертон. В силу внешности и характера он философски относился к вопросам бытия с соседями, уповая на Высшие силы. Возможно ему везло. Возможно даже везло и его соседям тоже. Но далеко не все из нас могут считаться философами и далеко не все из нас живут в Великобритании. Мы живем в России, которая, как и соседи была дана нам Богом. Не это ли есть глубинный смысл «Дня России» — июньское чествование всеобщего единения, то есть соседства.

 

Если рассматривать систему взаимоотношений «Соседство» в рамках набора поведенческих практик, то сразу же всплывает набор таких терминов как «образование», «семья», «поколение», «возраст» и, наконец, «культура». Мы все понимаем, что эти слова взаимосвязаны… как-то. Но вот на вопрос: «Как именно?» Подумаем. И поначалу наш разумный ответ может свестись к возгласу: «А Бог его знает!»

Давайте упростим:

Как наличие у домовладельца высшего образования влияет на высоту забора, которым он отгораживается от соседей?

или

Как наш многолетний быт в городской квартире с представителями предыдущего поколения повлиял на ожидания, предъявляемые к управляющей компании, которая обслуживает наш дом?

или еще проще

Как ощущение себя домовладельцем влияет на поведение человека? И влияет ли оно на что-либо?

Вопросов можно сформулировать множество. Ответов, правда, не так уж много и все они довольно сложные. Например, американские исследователи похожих «простых» вопросов Натан Нанн и Леонард Вонтчекон в работе посвященной работорговли в Африке убедительно доказали, что низкий уровень доверия между людьми именно в тех регионах, откуда в США и Латинскую Америку шел основной поток рабов. А доверие между людьми есть залог успешных коммуникаций, то есть работоспособных деловых связей, могущих стать залогом успешного бизнеса. Вывод странный и понятный одновременно – даже вековое, казалось бы канувшее в лету прошлое преследует нас. Очень хочется избавиться, но не выходит.

За примерами далеко ходить не надо. Россия – родина практического социализма, который по своему бытийному смыслу весьма похож на общинный строй. Социализм победил в отсталой феодальной стране с институционально слабой капиталистической инфраструктурой. Так по мнению Теда Скочпола попытка модернизации аграрно-бюрократического российского общества привела к рождению нашего социализма, который по сути воспроизвел все тот же общинный строй на новый лад. И все потому что не было никакого опыта иного социального бытия.

Может ли человек, который всю жизнь прожил в четырех стенах квартиры на каком-нибудь шестом этаже спокойно воспринимать лужайку перед домом? Для девелопера этот «маркетинговый вопрос» не имеет ответа. Гипотетический горожанин не умеет воспринимать вполне конкретную лужайку. Он сразу же начинает думать о высоте забора, безотносительно наличия или отсутствия высшего образования. У бывшего обладателя квартиры, переехавшего в пригород в голове не укладывается факт того, что теперь его жизнь должна стать заметной соседям. Это по квартире можно ходить голым из комнаты в комнату. А по участку перед или позади дома в пригородном коттеджном поселке?

Вот и получается, что эстетические законы противоречащие гражданским очень сильно завязаны на психо-культурную подоплеку, сформированную историческим опытом всего общества. С формальной стороны переезд из города загород или в ближайший пригород – смена образа жизни. Это уже набившая оскомину фраза, обозначает радикальные перемены и обновление. И это действительно так! Но мы все знаем, что от себя не убежишь.

В многоэтажном человейнике мы привыкли, что спрятавшись за дверью квартиры – мы скрываемся от всех взглядов и мнений – уходим в свой мирок. Сходную консервативную, исключительно индивидуалистичную эмоцию современный россиянин переносит на свой дом в пригороде. Домовладение должно стать мирком, на который не распространяется ничье мнение. Поэтому скорее-скорее забор-забор, собак-собак!

Во-вторых, давайте четко сформируем наши ожидания от мира вокруг нашего домовладения: «Царь батюшка приди и защити нас, бояре обижают!» Не смейтесь, это действительно так! Живя в подъезде на сотню квартир, кто-нибудь из нас хоть раз задумывался о том, что было бы неплохо посадить цветы на лестничных площадках… самому? То есть не ждать, когда это сделает домоуправляющая компания, а собраться с соседями и решительно улучшить свою среду обитания. Да мы соседей на лестничной клетке как зовут подчас не знаем! Вот и получается, что нам нужен «высокоэффективный менеджер», который придумает за нас цветочек в красивой кадке или организует проведение оптоволокна. При этом мы утешаем собственную леность мыслью о том, что платим управляющей компании именно за то чтобы она – компания – думала за нас. А если ТСЖ или УК это не делает, то «батюшка царь – девелопер – не тех бояр на работу нанял». Почитайте форум любого жилого комплекса, там полно настоящих примеров «добрососедства», разительно отличающегося от европейских практик одноэтажной реальности.

Вот и получается, что культурная инерция, проявляющаяся в наших бытовых стереотипах, полностью воспроизводится в коттеджных поселках, которая нечто вроде дореволюционной общины с ее патриархальным отношением между «властью» и народом. При этом с крайне низким доверием к соседям, с которыми складываются ущербные коммуникациями, привычные нам по многоэтажной жизни в городе. Так что если хотите увидеть своего будущего соседа, который будет дан Богом – посмотрите внимательно в зеркало.


comments powered by Disqus