Новые грани «социальной ответственности» бизнеса

Размещено

  >  |  |  |  |

«Ответственность — это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире».

Фрэнк Крэйн, продюссер

масленица в рекламу 10В 2013 году Жилой комплекс «Каменки» начал реализацию большого образовательного проекта в селе Каменки Богородского района Нижегородской области. В рамках проекта застройки микрорайона улучшенной планировки было открыто детское дошкольное учреждение. В 2014 году построили и начали эксплуатацию детского бассейна. На будущий 2015 год запланировано строительство полноценного детского сада на 120 – 150 детей ежедневного посещения.

Рассуждения о «социальной ответственности» бизнесообщества, как правило, начинаются с того, что государственные налоги надо платить полностью и зарплаты сотрудников должны быть исключительно «белыми». И эти мысли будут несомненно верны. Точно также, как и мнение, что бизнес должен заниматься благотворительностью, помогая всевозможным детским домам, больницам и школам. Впрочем, вторая часть нашего представления о «социальной ответственности бизнеса» не слишком афишируется, ибо считается делом благородным, сугубо личным и потому рекламно не перспективным — таковы особенности российской ментальности.

Давайте попытаемся выйти за пределы устоявшихся стереотипов восприятия общественно полезной деятельности. Любая компания, любой бизнес делается с помощью людей и для людей. В переводе на «предпринимательский» язык – бизнес не может существовать без довольного потребителя. И с этой точки зрения у «социальной ответственности» тоже есть очень конкретный потребитель.

Большинство россиян все еще помнят, как советский строительный комплекс по всей стране воздвигал один за другим панельные микрорайоны. И несомненные успехи масштабной стройки иронически интерпретировались народом, превращаясь в анекдоты и пародии – вспомните вечную новогоднюю комедию «Ирония судьбы». У наших сограждан с завидной регулярностью появлялись отдельные «типовые» квартиры построенные «в поле», где ближайшие магазины, почту и сберкассу нужно было поискать. Собственно, именно поэтому в 90-е годы ХХ века «точечная застройка», распространившаяся по бескрайним просторам нашей родины была наиболее интересным продуктовым предложением на рынке недвижимости одновременно и сточки зрения потребителя и производителя.

Застройщику очень не хочется иметь сложности с инженерными коммуникациями, то есть строить их за свой счет. Потребителю же, то есть владельцу чудесной квартиры в новостройке хотелось бы, чтобы детский сад был рядом, и школа была в пешей доступности, и парковка под окнами и магазин с пивной в соседнем доме. Понятное дело, что для нас – квартировладельцев – на первом месте «интересности» стоят проблемы удовлетворения наших потребностей, а не объективные трудности строительного процесса, с которыми сталкиваются нижегородские застройщики. Но это вполне понятное желание пренебрегать объективной рыночной реальностью означает, что мы – потребители – вынуждены доверять застройщику, надеясь на то, что в будущем рядом с нашей многоэтажкой возникнет и магазин, и школа, и автобусная остановка. А лучше бы все сразу немедленно и бесплатно.

Широкая дискуссия на III Международном бизнес-саммите, что прошел на нижегородской Ярмарке в сентябре 2014 года показала, что наши застройщики прекрасно понимают складывающиеся рыночные условия. Ведущие девелоперы Нижнего Новгорода практически единодушно воззвали к представителям всех ветвей и уровней государственной власти с призывом помочь организовать все то, что составляет социальную инфраструктуру. И государство с озабоченным видом проявило полное понимание проблемами обустройства общества на новоосваемых территориях: дороги проложим, коммуникации протянем и будет вам счастье. Не скоро, но будет. Осталось самое сложное – договориться о пропорциях оплаты счета. И, естественно, эти договоренности не для озвучивания на бизнес-саммите.

В условиях продолжающегося российского дефицита жилой недвижимости такая ситуация могла бы продлиться довольно долго. Особенно в городских условиях. Застройщики будут строить десятки тысяч квадратных метров жилья и коммерческих площадей, государство стараться провести инженерные коммуникации, а люди, то есть потребители, покупать все больше и больше.

В 60 – 70 гг. ХХ века в Европе и Северной Америке на волне строительного бума проводили социальные эксперименты с примерно такими же подходами к «комплексному строительству». Результатом опытов стало появление рынка съемной недвижимости, которого до этого практически не существовало. То есть примерно, как сейчас в России. И, одновременно, произошло осознание сложности социальных коммуникаций, которые не могут быть измерены квадратными метрами жилой и коммерческой недвижимости. Буквально через 10 – 15 лет все «комплексные» новостройки превращались в гетто нищеты (опустим расовый момент, свойственный США). Люди, поселившиеся замечательных многоэтажных новостройках стремительно превращались в деклассированную толпу, а кварталы современного жилья в трущобы.

масленица в рекламу 27!Вывод европейских 80-х годов ХХ века прост и сложен одновременно: социальная ответственность строительного бизнеса, к сожалению для бизнеса, заключается не только и не столько в строительстве большого количества качественного жилья, а в создании условий для сохранения и развития общества, оживляющего квадратные метры пространств.

Дефицит недвижимости когда-нибудь кончится. В условиях современного экономико-политического кризиса это произойдет быстрее, чем казалось буквально шесть месяцев назад. Это не значит, что мы станем жить лучше. Это значит, что кривая спроса и кривая предложения найдут стабильное равновесие на довольно долгое время. И на первый план рыночной конкуренции за умы потребителя выйдут вопросы, казалось бы далекие от проблем строительства. Как вы думаете, готовы ли сейчас строительные компании отвечать на вопрос, который в скором времени задаст потребитель: «Мне будет интересно жить в этом доме? квартале? районе?». Ответ понятен. Строители сейчас об этом не думают. Совсем.

Решение проблемы, конечно же есть. Правда, оно далеко не простое. В условиях разрушения социальных коммуникаций между людьми на базе общности территории проживания и крайней неустойчивости связей по месту работы, на первый план выходит необходимость культивирования связей на базе общих интересов. Все мировые компании-лидеры удерживаются на верхних строчках рейтингов лучших работодателей исключительно за счет того, что делают работу «интересной» для своих сотрудников. Это и есть задача максимум для современного застройщика – сделать проект интересным не только с архитектурной точки зрения, но и с точки зрения социальных коммуникаций. При этом, мы все должны понимать, что никто не будет ограничивать продажи, если вдруг один покупатель приехал на Бентли, а другой на автобусе. Продадут обоим. И они вполне могут стать соседями.

Поэтому хочешь не хочешь, а этим соседям надо будет находить общий язык между собой и девелоперу надо будет всеми силами этому процессу способствовать. Тем более, если застройщик дорожит своей репутацией и рассматривает проект, как долгосрочный и многоэтапный. Так в бизнесе появляется новая грань «социальной ответственности» — создание предпосылок для налаживания единого коммуникационного пространства между людьми. Например, в жилом комплексе строится детское дошкольное учреждение, сам факт наличия которого делает покупку недвижимости в этом проекте конкурентно привлекательным вложением. Но этого мало. В детском саде сразу же должен возникнуть попечительский совет родителей, озабоченных будущем своего чада и этот совет должен думать не о сборе денег на новый ремонт, а о программе обучения. И эти совместные размышления о детях и есть основа единения любителей автобусов и бентли. В упрощённом, конечно, варианте.


comments powered by Disqus